Классный час на тему: День памяти жертв политических репрессий

26.05.2020

Цель: знакомство студентов с историческим прошлым нашей Родины, воспитание студентов в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав и свобод человека.

Образовательная: формирование у студентов представления о масштабах массовых репрессий

Развивающая: развитие патриотических чувств у студентов

Воспитательная: воспитание чувства патриотизма и укрепление духовного единства казахстанцев, воспитывать студентов в духе неприятия беззакония в любых его проявлениях на примере сопротивления нарушению прав человека, а также сохранения дань Памяти о жертвах этих беззаконий.

Ход мероприятия

Здравствуйте, сегодня мы будем говорить об одном из самых страшных страниц нашей истории – День памяти жертв политических репрессий. Ежегодно, начиная с 1997 года, в Казахстане отмечается День памяти жертв политических репрессий. Жертвами репрессий стали представители самых разных групп населения, всех национальностей, проживавших на территории Советского Союза. Начавшись сразу после окончания гражданской войны 1919-1920 годов, репрессии продолжались в течение двух десятилетий в массовом порядке, а фактически еще дольше. Как считают историки, за годы советской власти в той или иной степени подверглись репрессиям около 40 миллионов человек. В Казахстане с 1921 года по 1954 год, согласно статистике, было осуждено около 100 тысяч человек, при этом более 20 тысяч человек были расстреляны. Также тысячи были приговорены к заключению с формулировкой "без права переписки", что, по многим свидетельствам, означало ту же смертную казнь.

Для казахского народа период массовых репрессий обошелся очень дорого. До революции прослойка образованных людей из числа казахов насчитывала всего несколько тысяч человек, многие из которых стали участниками движения Алаш, которое было нацелено на создание казахской автономии для того, чтобы обеспечить развитие отсталого, в целом, народа.

Го­лод… Реп­рессии… Веч­ным на­батом бу­дут зву­чать они в серд­цах лю­дей. За­веса умол­ча­ния мед­ленно на­чала под­ни­мать­ся толь­ко во вто­рой по­лови­не 80-х го­дов прош­ло­го сто­летия. По­яви­лись статьи, бы­ли опуб­ли­кова­ны сви­детель­ства оче­вид­цев, про­лежав­шие в ар­хи­вах поч­ти шесть де­сяти­летий. Вскры­лась кар­ти­на ко­лос­саль­но­го бедс­твия.

На­силь­ствен­ное из­ме­нение сло­жив­ше­гося ве­ками бы­та ко­чев­ни­ков, гра­битель­ское изъятие у них ско­та, глав­но­го ис­точни­ка су­щест­во­вания, ока­зались тра­гичес­ки­ми для ка­захов. Все это соп­ро­вож­да­лось мас­со­вой кол­лекти­виза­ци­ей, ког­да соз­да­вались кол­хо­зы-ги­ган­ты, объеди­няв­шие сот­ни хо­зяй­ств в ра­ди­усе до 200 и бо­лее ки­ломет­ров.

Обоб­щенный скот сго­няли на ого­рожен­ные ар­ка­нами участ­ки сте­пи, где жи­вот­ные по­гиба­ли. Все эти ме­роп­ри­ятия выз­ва­ли не­быва­лый го­лод, эпи­демии, бо­лез­ни, мас­со­вую ги­бель на­селе­ния.

В 1930–1932 го­дах в рес­публи­ке по­гиб­ло око­ло 2,1 млн. че­ловек. Спа­са­ясь от го­лода и реп­рессий свы­ше 1 млн. че­ловек миг­ри­рова­ло за пре­делы Ка­захс­та­на, из них 616 ты­сяч без­возв­рат­но.

В степных лагерях, под палящим зноем и в лютом холоде терпели жестокие страдания, невинно осужденные православные и мусульмане. Здесь погибали казахи, русские, татары, чеченцы, представители разных национальностей и религий.

Неправда идеологии, в жертву которой были принесены миллионы людей, сегодня очевидна.

Бесценное сокровище – человеческая жизнь – даровано каждому из нас. Забота о сохранении этого бесценного дара побуждает людей разных религиозных и политических взглядов относиться друг к другу с уважением и доверием.

Воспоминания о людях, чьи судьбы были поломаны в период жестокого террора, бережно сохраняются в памяти поколений. Их образы побуждают нас извлечь уроки из прошлого и бдительно стоять на страже гражданского мира.

Волна репрессий обрушилась и на Казахстан. В результате пострадала, прежде всего, казахская творческая интеллигенция, перешедшая в конце гражданской войны на платформу Советской власти и по мере сил служившая ей в последующие годы. Из­вест­ны выс­тупле­ния А. Бу­кей­ха­нова, М. Ду­лато­ва, С.Сейфуллина, в ко­торых они ут­верж­да­ли, что ка­захс­кий на­род за­нима­ет­ся ко­чевым ско­товодс­твом в си­лу сло­жив­шихся при­род­ных ус­ло­вий, и за­нятие жи­вот­но­водс­твом спо­собс­тву­ет его подъему.

В сво­их пись­мах И. В. Ста­лину от 29 сен­тября 1932 го­да и 9 мар­та 1933 го­да, Т. Рыс­ку­лов под­робно опи­сывал сло­жив­шу­юся си­ту­ацию. Не­доволь­ство на­селе­ния Ка­захс­та­на жес­то­кой по­лити­кой кол­лекти­виза­ции вы­лива­лось в во­ору­жен­ное соп­ро­тив­ле­ние.

В рес­публи­ке про­изош­ло 372 мас­со­вых выс­тупле­ния и восс­та­ния, в ко­торых участ­во­вало око­ло 80 ты­сяч че­ловек.

В период с 1921 по 1954 годы за «контрреволюционные преступления» было осуждено 3 миллиона 777 тысяч советских граждан, 642 тысячи человек расстреляли.

В Казахстане под жернова политических репрессий попали более ста тысяч человек. ГУЛАГ, КАРЛАГ, СТЕПЛАГ, АЛЖИР – в лагерях, расположенных на территории нашей республики, находилось около двух миллионов сосланных со всех уголков СССР.

Народ Казахстана бережно хранит память о миллионах соотечественников, пострадавших от политических репрессий. О временах террора подробно рассказывается в учебниках истории, на эту тему издаются книги, снимаются фильмы, в городах и селах страны устанавливаются памятные стелы. Все это очень важно для того, чтобы общество осознавало ценность мирного эволюционного развития и никогда не допустило повторения подобных событий.

Помянем всех невинно убиенных,

Познавших ужас тюрем, лагерей,

Миллионы жертв гражданских и военных

Высоких рангом и простых людей.

Лежат в могилах дипломат и плотник,

Крестьянин, врач, поэт и генерал

Священник, пилоправ и партработник,

Ученый, кучер, режиссер, маляр.

Навечно их земля соединила,

Погибших от злодеев без войны,

Приют последний – братская могила,

Там нет чинов – пред Богом все равны.

Их в звании всех «тройки» уравняли,

«Враги народа»- и в распыл скорей,

Такого варварства цари не допускали,

Иезуитства этого последствия

Как штамп на поколениях людей.

И как все это пережить, о Господи,

Как это в наших уместить умах:

Преступники лежат на Красной Площади,

Невинно павшие – в болотах и во рвах.

Нет холмиков, уж нет фанерок сгнивших,

Могилы мхом и лесом заросли,

Хранит лишь память имена погибших,

Поклонимся им низко, до земли!

Василий Докукин, узник ГУЛАГа

Разработал:Преподаватель истории: Сарсенов А.Ж



Текст
Виртуальная приемная